Десятая лекция затрагивает тему самой концепции болезни зависимости. Специалист живо и интересно рассказывает об истории болезни, об изменениях формулировки самой болезни, как менялось отношение к ней и почему. Это некий экскурс в историю зависимостей, алкоголизма и наркомании. Отдельное внимание уделяется первопричинам и первым проявлениям болезненного состояния, психологическим и физическим аспектам, процессам, которые происходят в голове, в организме зависимых людей.
В девятой лекции рассказывается о потребностях, которые движут химически зависимым человеком. Созависимые люди, к сожалению, порой просто не представляют, чем живет зависимый, и, думая, что помогают, нередко наносят ему непоправимый вред, который только увеличивает его скорость движения к загробной жизни.
Восьмая лекция касается поведения в процессе выздоровления. Терпение и труд все перетрут. Процесс долгий и не нужно его прерывать. Порой сложно даже свыкнуться с мыслью о продолжительности процесса выздоровления, трудно продолжать, не прерывать пути к трезвости. Мы становимся излишне самоуверенны, мы вдруг начинаем жить иллюзиями, что можем просто закончить путь выздоровления не только свой, но и путь человека зависимого.
Седьмая лекция – это методическое пособие, учебник, который дает возможность услышать, узнать о том, что же такое зависимость и созависимость как болезни. Процесс выздоровления от зависимости возможен только в рамках процесса выздоровления от созависимости. Выздоравливает не один человек, выздоравливает все его окружение. И здесь могут быть трудности, здесь может оказаться «зарыта та собака», которая не позволяет зависимому человеку встать на верный путь, толкает его на едва заметную тропинку, которая ведет к гранитной плите.
Шестая лекция начинается с перечисления моментов, с которыми сталкивается человек, который начинает выздоравливать. И подводя некоторые итоги жизни, человек во всей полноте картины вынужден признать, что он не способен самостоятельно выстраивать здоровые межличностные отношения. Он эгоист по своей натуре, всю жизнь живущий только для себя, обманывая, обкрадывая людей, к которым давным-давно не чувствует ничего. Зависимые люди не любят себя, а из этой нелюбви к себе проистекает и нелюбовь к окружающим.
Пятая лекция затрагивает аспект, с которым неизбезно в той или иной форме сталкиваются все созависимые. Он называется процессом утраты. Созависимым людям приходится смириться с тем, что теперь их жизнь никогда не будет такой же, как и прежде. Человек, которого мы воспринимали как любимого, возможно, как единственного, теперь должен приниматься нами совсем по-другому.
Четвертая лекция глубже погружает нас в семейную систему, которая приобрела деструктивную форму. Дисфункциональная семья неизбежно наносит душевные раны всем ее членам, приносит насилие и в итоге рождает зависимых и созависимых людей. Оказавшись внутри зависимый человек перестает ощущать себя полноценным, он подвержен чувству ущербности, от которого бежит в другой мир. Это базовая характеристика зависимого состояния.
Третья лекция раскрывает само понятие дисфункциональной семьи. Что это такое? Как нам быть максимально эффективными при лечении и сопровождении в процессе выздоровления человека, который зависим от любых веществ, изменяющих сознание? Что необходимо изменить в нас самих, дабы достичь максимального результата, способного вернуть мир и покой в наши семьи? Вот такие вопросы ставит перед нами лектор и дает на них понятные ответы.
Во второй лекции рассказывается о тех ролях и масках, которыми пользуется алкоголик, игроман или наркоман, чтобы отгораживаться от реальности и близких, создавая себе возможности для дальнейшего «комфортного» употребления. Эти роли и маски необходимо видеть и идентифицировать, только там можно противостоять манипуляция, а, значит, и болезни близкого человека.
Первая лекция открывает нам мир, в который попадает семья, ближайшее окружение зависимого человека. Этот человек постепенно сводит с ума не только самого себя, но и всех вокруг. Но как распознать зависимого человека? Как увидеть, что это уже не тот человек, которого мы любили когда-то, которого мы любим, которым дорожим?