Операция по установке водителя ритма сердца
Операции на сердце
Кардиохирургия — Surgery.su — 2008
Операция по установке водителя ритма сердца может быть показана в случае нарушений естественного ритма сердца.
В норме сокращение сердечной мышцы, обусловленное движением электрического импульса, происходит по следующей схеме (вкратце):
- Синусовый узел (правое предсердие)↓
- Предсердно-желудочковый узел
- Пучок Гиса
- Желудочки сердца (их сокращение)
Нарушения проводимости на любом из этих участков, влекущие за собой нарушения ритмичности и последовательности сердечных сокращений называются аритмиями сердца. Аритмии возникают при:
- дистониях
- миокардитах
- кардиомиопатиях
- эндокардитах
- пороках сердца
- ишемической болезни сердца
- вегетативных, гормональных и электролитных нарушениях
- интоксикациях, а также как реакция на воздействие некоторых медицинских препаратов
Лечение аритмии может состоять из:
- терапевтическое лечение (с помощью лекарств)
- катетерной аблации
- имплантации искусственных водителей ритма (кардиостимуляторов)
Операция по установке искусственного водителя ритма будет показана при стойких, угрожающих жизни пациента, нарушениях сердечного ритма. Искусственные водители ритма – это электронные устройства, состоящие из батареи, обеспечивающей энергией само устройство; электронной схемы, управляющей синхронизацией импульсов, направляемых к сердцу; а также электродов, передающих электроимпульсы сердцу, а также от сердца (как показатель естественной активности органа) к аппарату. В настоящее время существуют 1,2 и3-х камерные искусственные водители ритма, стимулирующие соответствующее количество полостей сердца.
Ход операции установки искусственного водителя ритма:
- делается разрез параллельно ключице (как правило, под местной анестезией), и, через тонкую вену, хирургом, под контролем рентген-оборудования, будут введены электроды, соответственно количеству камер аппарата
- измеряются электрические показатели различных участков сердечной мышцы с целью обнаружения участков с наименьшим сопротивлением, где и будут подключены электроды
- свободные концы электродов подключаются к блоку кардиостимулятора, который затем помещается в подкожную жировую клетчатку подключичной области (вариант эндокардиальной установки электродов). При наружной установке электрода (миокардиальный — на мышцу сердца), блок кардиостимулятора будет размещен в брюшной полости
- ушивается операционная рана
Установленный имплантат устроен таким образом, что вынуждает сердечную мышцу сокращаться, контролируя при этом ее деятельность. Если он аппарат фиксирует наличие естественной активности, он позволяет сердцу работать самостоятельно и активизируется вновь при отсутствии импульса естественного водителя ритма.
ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ на ЛЕЧЕНИЕ
Обследование перед операцией
Анамнез и клиническое обследование. Показание к имплантации устройства должны ставится кардиологом.
Рентген снимок грудной клетки до планирования операции и после операции контрольный снимок.
Техника операции
Техника имплантации водителя ритма
Выполняется имплантация одного или двух трансвенозно-эндокардиапьных электродов через V. cephalica в правый желудочек (при двух электродах, второй помещается в предсердие), радиологический контроль положения электродов. Потом проводят соединение электродов с водителем ритма, который имплантируется над М. pectoralis (чаще справа). Затем следует программирование аппарата (кардиологом).
Техника имплантации дефибриллятора
Выполняется передне-боковая торакотомия или срединная стернотомия и имплантация двух эпикардиальных электродов, дефибриллятор имплантируется в абдоминальной области. В послеоперационном периоде обязательна антибиотикопрофилактика, Бюлау-дренаж грудной клетки.
Есть новый метод внутривенной трансплантации электродов (не нужна торакотомия, электроды находятся в правом желудочке, правом предсердии) и один подкожный электрод (над левым желудочком).
Операционный риск при имплантации водителя ритма равен почти 0%. При имплантации дефибриллятора с торакотомией риск на много выше (смертность во время операции 1-9%), полезность дефибриллятора значительно выше.
Осложнения после имплантации
- внезапная смерть
- инфицирование, гематомы, пневмоторакс
- смещение электродов в сердце, отсоединение электродов от водителя ритма или дефибриллятора.
- перелом электродного кабеля, раннее истощение батареи
- сокращения диафрагмы или М. pectorales
- кратковременная, сильная боль во время дефибрилляции
Профилактика осложнений
- контроль функции водителя ритма каждые 6 месяцев
- контроль функции дефибриллятора после каждой дефибрилляции
- во время имплантации нужна осторожность с электрическими манипуляциями (например, электрокоагупяция), МРТ (ядерный магнитный резонанс) противопоказана, сотовые телефоны должны быть выключены.
Возможные причины
Закономерно возникает вопрос о том, что может послужить причиной развития данного синдрома.
Возможные причины патологии следующие:
- повышенная активность блуждающего нерва;
- интоксикация сердечными гликозидами;
- ишемическая болезнь сердца;
- ревматическое поражение сердца;
- состояние после операций на сердце.
Таким образом, основой для миграции водителя ритма может послужить как органическое поражение сердца, так и функциональные нарушения.
Функциональные нарушения подразумевают дисфункцию блуждающего нерва, которая чаще всего обусловлена вегето-сосудистой дистонией.
к оглавлению ↑
Клинические проявления патологии
Как уже было сказано выше, миграция водителя ритма далеко не во всех случаях проявляется клинически.
Чаще эта патология протекает бессимптомно и выявляется случайно, при проведении ЭКГ-исследования. Иногда такие пациенты все же имеют жалобы.
Но жалобы эти, как правило, связаны с каким-либо другим имеющимся заболеванием, которое может быть как фоновым, так и сопутствующим.
Если же синдром имеет стойкий характер и существенно нарушает деятельность сердца, то пациентов могут беспокоить следующие симптомы:
- ощущение перебоев работы сердца;
- эпизоды тахикардии и / или брадикардии;
- сердечные боли.
Данные симптомы неспецифичны и характерны для многих кардиологических заболеваний.
При этом кардиальные боли, как правило, обусловлены первичной патологией, которая привела к тому, что развилась миграция.
к оглавлению ↑
Электрокардиографические признаки
Диагноз «миграция водителя ритма» устанавливается исключительно на основании характерных ЭКГ-изменений. Изменения эти несколько варьируют и зависят от имеющегося варианта миграции.
-
При смещении источника генерации импульсов в пределах СА-узла отмечается изменение частоты сердечных сокращений.
Это сказывается лишь на длине интервалов RR, которая значительно варьирует и периодически изменяется. Данный вариант миграции является самым диагностически сложным.
-
При смещении источника генерации импульсов в пределах предсердий, а также СА и АВ-узлов, электрокардиографическая картина является более специфичной. В таких случаях имеют место следующие изменения.
- Изменяется форма зубца Р. Этот зубец, отражающий процесс возбуждения миокарда предсердий, постепенно снижается, деформируется и становится отрицательным. Далее, как правило, происходит обратное развитие картины.
- Изменяется продолжительность предсердно-желудочкового интервала (PR), который постепенно укорачивается, а затем удлиняется (также характерно обратное развитие картины).
- Ритм сердца то замедляется, то ускоряется, что соответствующим образом отражается на длине интервалов RR. Когда водителем является СА-узел – ритм сердца учащается, а когда водитель смещается в нижележащие отделы проводящей системы – замедляется.
- При всех вышеуказанных изменениях желудочковые комплексы (QRS) остаются сохранными. Изменения комплексов QRS возможны лишь при наличии сопутствующей очаговой патологии, поражающей миокард желудочков.
Таким образом, данный электрокардиографический синдром имеет четкую картину, воспроизводимую электрокардиографической кривой. Для большей ясности приведем изображение ЭКГ с изменениями, характерными для данного синдрома.
На электрокардиограмме имеют место следующие изменения: прогрессивное изменение формы зубца Р в каждом последующем комплексе, колебания продолжительности интервалов PQ, а также RR. Все эти признаки являются специфичными для синдрома миграции.
Миграция водителя ритма по предсердию – это вид аритмии, который возникает, когда природный водитель ритма сердца перемещается из синусно-предсердного узла в предсердно-желудочковый узел. Такая аритмия проявляется на электрокардиограмме в виде изменений формы зубцов P. Зубцы P становятся инвертированными, когда частота сердечных сокращений понижается, и принимают свой обычный вид, когда сердце снова ускоряется.
Возможно, что миграция водителя ритма чаще возникает у молодых людей, а также у спортсменов. Причиной этому, по мнению врачей, служит повышенный тонус блуждающего нерва. Повышение тонуса блуждающего нерва вызывает понижение частоты сердечных сокращений и позволяет предсердно-желудочковому узлу принимать на себя контроль над ритмом сердца.
Когда тонус блуждающего нерва понижается, контроль над биением сердца снова переходит к синусно-предсердному узлу, т.е. есть обычному водителю сердечного ритма.
Такая миграция из синусно-предсердного узла в предсердно-желудочковый узел может приводить к нерегулярному сердцебиению.
Миграция водителя ритма может проявляться во время обычного периода сна человека. Иногда она также развивается как побочный эффект от приема некоторых лекарственных средств, включая наперстянку. Кроме того, в некоторых случаях ее наличие указывает на развитие заболевания сердца или сердечного синусового узла.
Необходимости в лечении миграции водителя сердечного ритма обычно нет, однако может иметься требующее лечения сопутствующее заболевание.
Так, например, если миграция водителя ритма возникает одновременно с тахикардией, учащенным сердцебиением, или брадикардией, замедленным сердцебиением, для регулирования сердцебиения может рекомендоваться имплантация искусственного водителя сердечного ритма, или кардиостимулятора.
Кардиостимулятор обычно имплантируется в ходе операции, которая в норме продолжается в течение трех часов. Пациенту вводится внутривенный катетер, посредством которого осуществляется доставка анестетика. Провода, который ведут в коробке с кардиостимулятором, проводятся к сердцу через вену. Затем эти провода прикрепляются к кардиостимулятору, имплантируемому в грудную клетку или брюшную полость.
После имплантации кардиостимулятора требуется пребывание в больнице в течение одного-двух дней для уверенности в том, что устройство работает надлежащим образом.
Некоторые пациенты могут чувствовать боль или сталкиваться с отечностью в области места имплантации в ходе первого месяца восстановления. Возобновлять свою обычную деятельность, как правило, разрешается через 7-10 дней после операции. Поднятие тяжестей и интенсивная физическая деятельность обычно не рекомендуется в течение как минимум одного месяца после имплантации.
Известно, что операция по имплантации кардиостимулятора связана с определенными рисками. У некоторых пациентов после ее проведения может развиваться инфекция или происходить повреждение нервов. Очень редко во время имплантации случается коллапс легкого. Тем не менее, чаще всего операция заканчивается успешно, и процесс восстановления проходит без каких-либо осложнений.
Источник: wisegeek.com